сухопутные войска - История инженерных войск России

Перейти к контенту

Главное меню:

1992-2008 ГГ.
ГЛАВА 10.
ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
Распад Советского Союза и формирование государственных институтов Российской Федерации, существенным образом отразились на развитии Вооруженных Сил государства, в том числе Сухопутных войск. В деятельности военно-политического руководства по реформированию российской армии можно выделить несколько этапов: первый – май 1992 г. – май 1997 г., второй – июнь 1997 г. – конец 2000 г.; третий – 2001 г. – август 2008 г., четвертый – сентябрь 2008 г. – 5 ноября 2012 г.; пятый – 6 ноября 2012 г. – по настоящее время. Ниже будут рассмотрены некоторые особенности реформирования и строительства Сухопутных войск России в ходе первого – третьего этапов (четвертый – пятый этап вынесены за рамки рассмотрения в данном труде).

В ходе первого этапа реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, в условиях разделения ВС СССР на армии независимых государств, разрушения экономики и военно-промышленного комплекса, произошло резкое ухудшение геополитического и военно-стратегического положения государства, снижение его обороноспособности. После прекращения существования СССР предполагалось сохранить общее военно-стратегическое пространство и единые вооруженные силы. Однако, достигнутые договоренности практически сразу были нарушены правительствами Украины, Азербайджана, Молдавии и Белоруссии, объявившими о строительстве своих национальных армий. Их примеру, вынужденно, последовали и другие участники Содружества Независимых Государств (СНГ). В дальнейшем не встретило поддержки со стороны Украины, закавказских и среднеазиатских государств и предложение иметь наряду с национальными Вооруженными Силами межнациональные Объединенные Вооруженные Силы СНГ.

В этих условиях Указом Президента РФ от 7 мая 1992 г. были образованы Вооруженные Силы Российской Федерации, основу которых составили органы военного управления, включая Генеральный штаб, объединения, соединения, части, организации, учреждения бывших ВС СССР, дислоцировавшиеся на территории России, а также группировки войск и сил флота, находившиеся за ее пределами (в странах Восточной Европы, бывших республиках СССР), но состоявшие под российской юрисдикцией – всего около 2,8 млн. чел. Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 27 июля 1992 г. были утверждены структура и Положение о Министерстве обороны РФ, которое возглавил генерал армии П.С. Грачев. Главное командование ОВС СНГ, созданное в июле 1992 г. во главе с маршалом авиации Е.И. Шапошниковым, формально просуществовало до декабря 1993 г., было преобразовано в Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ, прекративший свою деятельность 31 декабря 2005 г.

После создания ВС РФ перед военно-политическим руководством России встали задачи по реформированию военной организации государства в соответствии с имеющимися геополитическими угрозами и реальным состоянием экономики, созданию новой нормативно-правовой базы, регламентирующей их деятельность.

К маю 1997 г. были реорганизованы Министерство обороны и Генеральный штаб, объединены отдельные главные и центральные управления, уточнен состав управлений военных округов и флотов, расформированы группы войск в странах Восточной Европы, их соединения и части выведены на территорию России, включены в состав округов или расформированы, в Сухопутных войсках резко сокращено количество общевойсковых и танковых армий – на их базе были созданы армейские корпуса, многие мотострелковые и танковые дивизии переформированы в мотострелковые бригады, утверждены «Основные положения военной доктрины Российской Федерации» (1993 г.), приняты федеральные законы «Об обороне», «О безопасности» (1992 г.), «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» (1993 г.), «О государственном оборонном заказе» (1995 г.) – созданы предпосылки для перехода к планомерному строительству и развитию ВС РФ, определены основные подходы к их дальнейшему реформированию.

С июля 1996 г. по май 1997 г. должность Министра обороны РФ занимал генерал-полковник (с октября 1996 г. – генерал армии, с декабря 1996 г. – в запасе) И.Н. Родионов, после увольнения которого Министром обороны РФ стал генерал армии (с ноября 1997 г – Маршал Российской Федерации) И.Д. Сергеев, а начальником Генерального штаба ВС РФ – генерал армии А.В.  Квашнин, под руководством которых начался новый этап реформирования ВС РФ.

На втором этапе основой строительства ВС РФ стал утвержденный Президентом РФ в июне 1997 г. «Замысел реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации до 2005 г.», предусматривавший их перевод с пятивидовой на четырехвидовую структуру (объединение ВВС и войск ПВО в один вид – ВВС), реализацию мероприятий по повышению боеспособности и боеготовности ВС РФ, проведение планового сокращения их штатной численности, оптимизацию центральных органов военного управления, восстановление в войсках регулярной боевой учебы.

В результате оптимизации боевого состава видов ВС и родов войск, систем обеспечения и органов военного управления было сокращено количество объединений, соединений и воинских частей, обеспечен выход на установленный уровень штатной численности ВС РФ (1,2 млн. чел.), в Сухопутных войсках развернулось формирование соединений и частей постоянной готовности, способных без доукомплектования немедленно выполнить поставленные перед ними боевые задачи, военные округа получили статус оперативно-стратегических командований, началось формирование элементов территориальных систем тылового и технического обеспечения, общих для ВС РФ, других войск и воинских формирований, преобразование системы подготовки кадров и военного образования.

Несмотря на предпринятые Министерством обороны РФ усилия, добиться существенного повышения боеспособности военной организации государства в 1997-2000 гг. ввиду неритмичного финансирования, тяжелой экономической, социальной, демографической обстановки, сложной внешнеполитической политической ситуации, не удалось.

В январе 2000 г. утверждается новая «Концепция национальной безопасности», в которой были сформулированы приоритеты национальной безопасности России, дана оценка существующих угроз, предусмотрена возможность применения ядерного оружия в случаях, когда в случаях, когда другие способы отражения агрессии исчерпаны, а 21 апреля 2000 г. утверждается Военная доктрина РФ, а в постановлениях августовского и ноябрьского заседаний Совета Безопасности РФ раскрываются программные установки по строительству и развитию ВС РФ на современном этапе.

Третий этап строительства и реформировании ВС РФ начался 16 января 2001 г. после утверждения Президентом РФ В.В. Путиным разработанного Генеральным штабом «Плана строительства и развития Вооруженных Сил на 2001-2005 гг.», реализация которого возлагалась на назначенного на должность Министра обороны РФ С.Б. Иванова.

Одним из основных направлений строительства ВС РФ явилось дальнейшее совершенствование их структуры – произошел переход на трехвидовую структуру (РВСН как вид ВС в 2001 г. преобразованы в два самостоятельных рода войск – РВСН и Космические войска): Сухопутные войска, ВВС и ВМФ – реализован принцип применения войск по сферам вооруженной борьбы – суша, воздух-космос, море.

В 2001 г. воссоздается Главное командование Сухопутных войск, что позволило добиться централизации руководства этим видом ВС, его строительством, обеспечить проведение единой кадровой, военно-технической и военно-научной политики, проводится оптимизация системы военно-административного деления территории страны – сокращается количество военных округов сокращено с семи до шести (Приволжский и Уральский военные округа объединены в Приволжско-Уральский военный округ), завершается создание группировок войск на стратегических направлениях, разворачивается работа по комплектованию ВС военнослужащими по контракту.

В рамках проводившейся в стране административной реформы Указом Президента РФ во второй половине августа 2004 г. вводится в действие обновленное Положение о Министерстве обороны Российской Федерации в соответствии с которым возрастает его роль в выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Приказом Министра обороны РФ от 31 декабря 2004 г. утверждается новое Положение о Генеральном штабе, в соответствии с которым он становится «органом военного управления Министерства обороны, осуществляющим планирование применения Вооруженных Сил, организацию управления войсками (силами), мобилизационной подготовки и мобилизации ВС, планирование строительства ВС», руководство деятельностью Генерального штаба возлагается на министра обороны Российской Федерации.

В ходе третьего этапа строительства ВС РФ была проведена их оптимизация, подготовлена база для их дальнейшего развития и приобретения ими нового облика, соответствующего современным геополитическим и экономическим реалиям, который позволит им эффективно и надежно выполнять возложенные задачи по защите Отечества, сохранению и приумножению славных ратные традиции русской армии.
 
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню