предпосылки - История инженерных войск России

Перейти к контенту

Главное меню:

ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК

Инженерные войска, учитывая исторические особенности их становления и развития, можно считать старейшим из родов войск в Вооруженных Силах Российской Федерации. Еще более древней, ведущей свое начало в полном смысле слова из глубины веков, является история военно-инженерного искусства. Вся история развития русского военного искусства свидетельствует не только о важности военно-инженерных мероприятий в достижении успеха на полях сражений, но и о возрастании их значения по мере совершенствования средств вооруженной борьбы. Она вместе с тем наглядно доказывает приоритет военных инженеров нашей Родины в вопросах подготовки территории государства к войне, осады и обороны укрепленных пунктов и, в особенности, инженерного обеспечения боевых действий войск. Русское военно-инженерное искусство с древнейших времен развивалось на основе богатых национальных традиций, как правило, в непростых конкретно-исторических условиях и отличалось оригинальностью решения возникавших проблем.

Процесс зарождения инженерных войск русской армии связан с деятельностью царя-реформатора, создателя Российской империи Петра I. Законодательное оформление инженерных войск началось с основания в Москве по его указу от 21 января 1701 года специальной школы, в которой, наряду с артиллерийскими кадрами, осуществлялась подготовка военных инженеров. С самого начала история инженерных войск оказалась неразрывно связанной с жизнью Российского государства. Процесс их зарождения занял целую историческую полосу: от Азовских походов 1695-1696 годов до Полтавского сражения 1709 года, поставившего Россию в один ряд с крупнейшими державами Западной Европы.

Все последующие эпохальные события военной истории государства вплоть до Великой Отечественной войны накладывали свой глубокий отпечаток на развитие и боевое применение инженерных войск.

Военная история нашей Родины свидетельствует о значительном вкладе инженерных войск в победы русского оружия, о приоритете отечественной инженерной науки в решении многих важных проблем военно-инженерного искусства.

Развитие инженерных войск России осуществлялось своим самостоятельным, самобытным путем. К концу XIX и в начале XX веков они представляли собой специальный род войск и, в отличие от боевых родов войск – пехоты, артиллерии и кавалерии, имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы.

Стремление сосредоточить в инженерных войсках все технические средства вооруженной борьбы привело к тому, что в разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделялись в самостоятельные рода войск. История развития инженерных войск свидетельствует о том, что они явились колыбелью некоторых современных видов Вооруженных Сил и родов войск.

Особенно суровым испытанием для инженерных войск стала Великая Отечественная война, в ходе которых они получили богатый опыт не только боевого применения, но и оперативной деятельности, продемонстрировали традиционное умение выполнять задачи инженерного обеспечения, а также уничтожать противника своим вооружением.

После окончания Великой Отечественной войны инженерные войска развивались на основе ее опыта, с учетом изменений, происходящих в средствах и способах вооруженной борьбы. Большой вклад инженерные войска внесли в восстановление разрушенного войной народного хозяйства, разминирование освобожденных западных районов страны, в решение проблем ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении.

С чувством высокой ответственности выполняли они свой долг в Республике Афганистан, а позже, уже после распада СССР, в Таджикистане, Абхазии, Чеченской республике, Южной Осетии.

В последнее десятилетие XX в. инженерные войска в связи с распадом Советского Союза, изменением социально-политического и экономического устройства Российской Федерации подверглись коренному преобразованию. Их численность значительно сократилась. Были свернуты многие программы по техническому перевооружению инженерных войск, сократилась научно-исследовательская и образовательная база.

Апогеем «реформаторских» устремлений, которыми были охвачены руководители Вооруженных Сил России в 2000-е гг., стала ликвидация главной кузницы военно-инженерных кадров, образовательного и научно-исследовательского центра с непререкаемым авторитетом – Военно-инженерной академии.

В 2006 г. Военно-инженерная академия, основанная еще в начале XIX в., якобы по плану военных реформ была преобразована в Военно-инженерный университет и включена в состав Общевойсковой академии ВС РФ. При этом количество постоянного личного состава по сравнению с бывшей военно-инженерной академией уменьшилось на две трети, постепенно был сведен на нет набор слушателей для обучения военно-инженерным специальностям, в том числе по основному – командному профилю.

Осенью 2010 г. был расформирован и Военно-инженерный университет с прямым включением оставшихся преподавателей и научных сотрудников военно-инженерного профиля в состав кафедр и научных подразделений Общевойсковой академии. Восстановлен Университет был уже при новом Министре обороны РФ С.К. Шойгу весной 2014 г.

 
Тем не менее, можно утверждать, что и в настоящее время инженерные войска находятся в постоянной готовности обеспечить защиту государственных интересов нашей Родины. Помимо восстановленного Военно-инженерного университета, функционирует военно-инженерное училище в г. Тюмень.

В 2013-2014 гг. возобновились поставки в войска средств инженерного вооружения, причем не только модернизированных образцов, принятых на вооружение еще в 80-е гг. XX в., но и перспективных разработок последних лет. Явное улучшение обстановки в Вооруженных Силах России, обозначившееся после скандальной отставки бывшего министра обороны А.Э. Сердюкова и его команды «эффективных менеджеров», внушает оптимизм и в отношении дальнейшего совершенствования отечественных инженерных войск.

Весь опыт исторического развития показывает, что инженерные войска являются составной и неотъемлемой частью вооруженных сил. Под задачами инженерных войск понимается огромная по объему и значимости деятельность, направленная на укрепление границ и территорий государств, создание условий для успешных действий армий в войнах прошлых веков и в современную эпоху.

Отечественные инженерные войска возникли на определенном этапе истории нашей Родины. Их оформление в отдельный род войск стало следствием активного характера русского военного искусства в конце XVII – первой четверти XVIII вв. В более широком плане создание инженерных войск явилось результатом развития не только отечественного, но и мирового военно-инженерного искусства, которое, как и войны, имеет древнюю историю. До настоящего времени на многих континентах остались памятники военного зодчества – мощные стены и башни крепостей и городов, которым на¬считывается порой по нескольку тысяч лет.

В эпоху рабовладения зарождается отрасль военного искусства – военно-инженерное искусство, которое включало в себя инженерное оборудование территорий государств и обеспечение боевых действий войск в инженерном отношении.

Инженерное оборудование территории государства заключалось в создании тысячекилометровых приграничных укреплений в виде валов и рвов или каменных стен, а также превращении административно-политических центров ведущих государств тогдашнего цивилизованного мира в города-крепости. Такими укреплениями прикрывались стратегически важные границы огромной Римской империи, северные границы Древнего Китая и другие считавшиеся в то время особенно важные рубежи. Например, никем не превзойденное долговременное фортификационное сооружение, известное как Великая Китайская стена с многочисленными башнями протяженностью свыше 4000 км (а с ответвлениями и параллельными линиями до 5500 км), является величайшим оборонительным сооружением в истории человечества. При ее строительстве было израсходовано столько камня (300 млрд. куб. м каменных блоков), сколько потребовалось бы для возведения 120 египетских пирамид, подобных крупнейшей из них – пирамиды Хеопса.

Грандиозные долговременные укрепления возводились по границам практически всех крупных государств (империй) Древнего мира. Сплошные приграничные укрепленные линии создавались путем возведения валов и рвов, а также постройки каменных стен, прикрывавших на большом протяжении участки границ. В ряде случаев на валу или в стене возводились вышки и башни. Такие сплошные линии были созданы, например, на северных границах уже упоминавшихся Древнего Рима (Траяновы и Адриановы валы, укрепления по Рейну), Китая, Персии (в районе Дербента между Каспийским морем и Главным Кавказским хребтом). Сплошные укрепленные приграничные линии возводились обычно на тех участках границы, где не предполагалось активных действий, и можно было постоянно ожидать вражеского нападения.

Инженерные мероприятия по обеспечению боевой деятельности ра-бовладельческих армий включали: в походах – устройство полевых укреплений – лагерей, наведение переправ; на полях сражений – возведение полевых укреплений и устройство заграждений, особенно при осаде и штурме крепостей. Особенно преуспели в полевой фортификации самые искусные военные строители древности – римляне.

Наиболее знаменит тип древнеримского укрепленного лагеря, известного как «кастра», который считается основным типом, можно сказать, воплощением полевых укреплений эпохи рабовладения. Римское войско устраивало укрепленный лагерь после каждого дневного перехода. Цель его возведения состояла в том, чтобы обеспечить возможность войску самому выбирать время и место для решающего сражения в выгодных для себя условиях. Укрепленный лагерь обычно оборудовался на вершине холма, имел сомкнутую четырехугольную форму. Под прикрытием укреплений по боевому сигналу легионы быстро строились в боевой порядок и организованно вступали в сражение. Навыки строительства укрепленных лагерей превратились со временем в настоящее искусство и получили название кастраметации (лат. сastra – лагерь, metor – измеряю) и выступает в качестве первых основ полевой фортификации как науки.

Выполнение столь грандиозных военно-строительных работ требовало специальных знаний. По этой причине в армиях античных государств появились отряды специалистов, используемые для организации и выполнения военно-инженерных мероприятий. В армии Древнего Рима, где было правилом регулярное возведение полевых укрепленных лагерей и применение осадных машин, в каждом легионе имелся отряд ремесленников-строителей и военная мастерская. При Юлии Цезаре руководство всеми военно-инженерными мероприятиями в римской армии возлагалось на специально назначенного начальника. Первым и наиболее известным из них был Луций Корнелий Бальб.  

На исторической территории восточных славян строительство долговре¬менных укреплений не имеет столь древней истории. Но уже на рубеже старой и новой эры на границе степной и лесостепной зон славянские племенные союзы, предположительно, для защиты от набегов степных народов создают общую оборонительную линию. Она представляла собой гигантские насыпные сооружения, известные под названием «Змиевы валы», которые тянулись на сотни километров по обе стороны Днепра и не уступали по грандиозности римским Траянову или Адрианову валам.

К сожалению, об истинном предназначении «Змиевых валов» и настоящей цели их создания до сих пор ничего толком неизвестно. Историки выдвигают разные гипотезы, ни одна из которых не дает ответов на все вопросы. Скорее всего, историческая наука вообще не признала бы подлинность «Змиевых валов», если б не хорошо сохранившиеся их участки. Через несколько веков на этом рубеже были возведены оборонительные укрепления Киевской Руси.
Развитие инженерных войск России осуществлялось своим самостоятельным, самобытным путем. К концу XIX и в начале XX веков они представляли собой специальный род войск и, в отличие от боевых родов войск – пехоты, артиллерии и кавалерии, имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы.

Стремление сосредоточить в инженерных войсках все технические средства вооруженной борьбы привело к тому, что в разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделялись в самостоятельные рода войск. История развития инженерных войск свидетельствует о том, что они явились колыбелью некоторых современных видов Вооруженных Сил и родов войск.

Особенно суровым испытанием для инженерных войск стала Великая Отечественная война, в ходе которых они получили богатый опыт не только боевого применения, но и оперативной деятельности, продемонстрировали традиционное умение выполнять задачи инженерного обеспечения, а также уничтожать противника своим вооружением.

После окончания Великой Отечественной войны инженерные войска развивались на основе ее опыта, с учетом изменений, происходящих в средствах и способах вооруженной борьбы. Большой вклад инженерные войска внесли в восстановление разрушенного войной народного хозяйства, разминирование освобожденных западных районов страны, в решение проблем ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении.

С чувством высокой ответственности выполняли они свой долг в Республике Афганистан, а позже, уже после распада СССР, в Таджикистане, Абхазии, Чеченской республике, Южной Осетии.

В последнее десятилетие XX в. инженерные войска в связи с распадом Советского Союза, изменением социально-политического и экономического устройства Российской Федерации подверглись коренному преобразованию. Их численность значительно сократилась. Были свернуты многие программы по техническому перевооружению инженерных войск, сократилась научно-исследовательская и образовательная база.

Апогеем «реформаторских» устремлений, которыми были охвачены руководители Вооруженных Сил России в 2000-е гг., стала ликвидация главной кузницы военно-инженерных кадров, образовательного и научно-исследовательского центра с непререкаемым авторитетом – Военно-инженерной академии.

В 2006 г. Военно-инженерная академия, основанная еще в начале XIX в., якобы по плану военных реформ была преобразована в Военно-инженерный университет и включена в состав Общевойсковой академии ВС РФ. При этом количество постоянного личного состава по сравнению с бывшей военно-инженерной академией уменьшилось на две трети, постепенно был сведен на нет набор слушателей для обучения военно-инженерным специальностям, в том числе по основному – командному профилю.

Осенью 2010 г. был расформирован и Военно-инженерный университет с прямым включением оставшихся преподавателей и научных сотрудников военно-инженерного профиля в состав кафедр и научных подразделений Общевойсковой академии. Восстановлен Университет был уже при новом Министре обороны РФ С.К. Шойгу весной 2014 г.
 
Тем не менее, можно утверждать, что и в настоящее время инженерные войска находятся в постоянной готовности обеспечить защиту государственных интересов нашей Родины. Помимо восстановленного Военно-инженерного университета, функционирует военно-инженерное училище в г. Тюмень.

В 2013-2014 гг. возобновились поставки в войска средств инженерного вооружения, причем не только модернизированных образцов, принятых на вооружение еще в 80-е гг. XX в., но и перспективных разработок последних лет. Явное улучшение обстановки в Вооруженных Силах России, обозначившееся после скандальной отставки бывшего министра обороны А.Э. Сердюкова и его команды «эффективных менеджеров», внушает оптимизм и в отношении дальнейшего совершенствования отечественных инженерных войск.

Весь опыт исторического развития показывает, что инженерные войска являются составной и неотъемлемой частью вооруженных сил. Под задачами инженерных войск понимается огромная по объему и значимости деятельность, направленная на укрепление границ и территорий государств, создание условий для успешных действий армий в войнах прошлых веков и в современную эпоху.

Отечественные инженерные войска возникли на определенном этапе истории нашей Родины. Их оформление в отдельный род войск стало следствием активного характера русского военного искусства в конце XVII – первой четверти XVIII вв. В более широком плане создание инженерных войск явилось результатом развития не только отечественного, но и мирового военно-инженерного искусства, которое, как и войны, имеет древнюю историю. До настоящего времени на многих континентах остались памятники военного зодчества – мощные стены и башни крепостей и городов, которым на¬считывается порой по нескольку тысяч лет.

В эпоху рабовладения зарождается отрасль военного искусства – военно-инженерное искусство, которое включало в себя инженерное оборудование территорий государств и обеспечение боевых действий войск в инженерном отношении.

Инженерное оборудование территории государства заключалось в создании тысячекилометровых приграничных укреплений в виде валов и рвов или каменных стен, а также превращении административно-политических центров ведущих государств тогдашнего цивилизованного мира в города-крепости. Такими укреплениями прикрывались стратегически важные границы огромной Римской империи, северные границы Древнего Китая и другие считавшиеся в то время особенно важные рубежи. Например, никем не превзойденное долговременное фортификационное сооружение, известное как Великая Китайская стена с многочисленными башнями протяженностью свыше 4000 км (а с ответвлениями и параллельными линиями до 5500 км), является величайшим оборонительным сооружением в истории человечества. При ее строительстве было израсходовано столько камня (300 млрд. куб. м каменных блоков), сколько потребовалось бы для возведения 120 египетских пирамид, подобных крупнейшей из них – пирамиды Хеопса.

Грандиозные долговременные укрепления возводились по границам практически всех крупных государств (империй) Древнего мира. Сплошные приграничные укрепленные линии создавались путем возведения валов и рвов, а также постройки каменных стен, прикрывавших на большом протяжении участки границ. В ряде случаев на валу или в стене возводились вышки и башни. Такие сплошные линии были созданы, например, на северных границах уже упоминавшихся Древнего Рима (Траяновы и Адриановы валы, укрепления по Рейну), Китая, Персии (в районе Дербента между Каспийским морем и Главным Кавказским хребтом). Сплошные укрепленные приграничные линии возводились обычно на тех участках границы, где не предполагалось активных действий, и можно было постоянно ожидать вражеского нападения.

Инженерные мероприятия по обеспечению боевой деятельности ра-бовладельческих армий включали: в походах – устройство полевых укреплений – лагерей, наведение переправ; на полях сражений – возведение полевых укреплений и устройство заграждений, особенно при осаде и штурме крепостей. Особенно преуспели в полевой фортификации самые искусные военные строители древности – римляне.

Наиболее знаменит тип древнеримского укрепленного лагеря, известного как «кастра», который считается основным типом, можно сказать, воплощением полевых укреплений эпохи рабовладения. Римское войско устраивало укрепленный лагерь после каждого дневного перехода. Цель его возведения состояла в том, чтобы обеспечить возможность войску самому выбирать время и место для решающего сражения в выгодных для себя условиях. Укрепленный лагерь обычно оборудовался на вершине холма, имел сомкнутую четырехугольную форму. Под прикрытием укреплений по боевому сигналу легионы быстро строились в боевой порядок и организованно вступали в сражение. Навыки строительства укрепленных лагерей превратились со временем в настоящее искусство и получили название кастраметации (лат. сastra – лагерь, metor – измеряю) и выступает в качестве первых основ полевой фортификации как науки.

Выполнение столь грандиозных военно-строительных работ требовало специальных знаний. По этой причине в армиях античных государств появились отряды специалистов, используемые для организации и выполнения военно-инженерных мероприятий. В армии Древнего Рима, где было правилом регулярное возведение полевых укрепленных лагерей и применение осадных машин, в каждом легионе имелся отряд ремесленников-строителей и военная мастерская. При Юлии Цезаре руководство всеми военно-инженерными мероприятиями в римской армии возлагалось на специально назначенного начальника. Первым и наиболее известным из них был Луций Корнелий Бальб.  

На исторической территории восточных славян строительство долговре¬менных укреплений не имеет столь древней истории. Но уже на рубеже старой и новой эры на границе степной и лесостепной зон славянские племенные союзы, предположительно, для защиты от набегов степных народов создают общую оборонительную линию. Она представляла собой гигантские насыпные сооружения, известные под названием «Змиевы валы», которые тянулись на сотни километров по обе стороны Днепра и не уступали по грандиозности римским Траянову или Адрианову валам.

К сожалению, об истинном предназначении «Змиевых валов» и настоящей цели их создания до сих пор ничего толком неизвестно. Историки выдвигают разные гипотезы, ни одна из которых не дает ответов на все вопросы. Скорее всего, историческая наука вообще не признала бы подлинность «Змиевых валов», если б не хорошо сохранившиеся их участки. Через несколько веков на этом рубеже были возведены оборонительные укрепления Киевской Руси.

 
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню