сухопутные войска - История инженерных войск России

Перейти к контенту

Главное меню:

II ПОЛ. XIX В.
ГЛАВА 4.
РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
РЕФОРМИРОВАНИЕ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. вскрыло ряд серьезных недостатков в организации армии: несовершенство организационной структуры вооруженных сил и управления ими; устаревшее вооружение и отсталость официальных взглядов на систему обучения войск; низкий уровень боевой подготовки офицерского состава. Еще в ходе войны, в 1855 г., была образована Особая комиссия для разработки плана усовершенствования армии, проектов новых уставов и мер по улучшению быта войск. Однако в результате деятельности этой комиссии кардинальных изменений произведено не было.

Практическое реформирование было начато после отмены в России крепостного права при вновь назначенном военном министре Д.А. Милютине. Суть реформы состояла в превращении русской армии в массовые вооруженные силы европейского типа с большим обученным резервом, способные обеспечить в военное время путем мобилизации численность, необходимую для обороны государства, а в мирное время – качественную боевую подготовку войск. Реформы 60-70-х гг. затронули все области военного дела: все уровни управления вооруженными силами, их организацию и комплектование, материальное обеспечение, подготовку и воспитание офицеров и личного состава.

В 1869 г. была завершена реорганизация центрального военного управления в соответствии со следующими принципами, отраженными в «Положение о Военном министерстве»: сосредоточение в Военном министерстве общего направления и высшего контроля за деятельностью всех административных органов; установление единства управления путем включения в состав министерства тех учреждений, которые были с ним в связи в порядке высшего управления; возложение всей распорядительной части на местные органы; пробуждение самодеятельности в низших инстанциях; сокращение состава министерства путем упразднения некоторых учреждений или соединения с другими, с ними однородными; образование при Военном совете особых комитетов; расширение прав начальников главных управлений.

По новому «Положению» Военное министерство состояло из Императорской Главной квартиры, Военного совета, Главного военного суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и семи главных управлений – интендантского, артиллерийского, инженерного, военно-учебных заведений, военно-медицинского, военно-судебного и иррегулярных войск.

В сентябре 1863 г. Департамент Генерального штаба был преобразован в Главное управление Генерального штаба, которое после слияния в конце 1865 г. с Инспекторским департаментом Военного министерства стал называться Главным штабом, функции которого были следующим образом определены в «Своде военных постановлений» издания 1869 г.: составление дислокации, маршрутов и диспозиций для боя и для движения; производство военных обозрений, съемок и рекогносцировок; вождение колонн на театре войны вообще и на поле сражения в особенности; избрание совместно с военными инженерами позиций и пунктов для крепостей и укреплений; выполнение военно-исторических и военно-административных работ. Вплоть до конца XIX в. структура Главного штаба, его место и роль в системе военного управления оставались в основном без существенных изменений.

В области реформирования местного военного управления в 1864 г. было утверждено «Положение о военных округах», в соответствии с которым территория Российской империи делилась на 15 военных округов во главе с командующими, которым подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, а в приграничных округах, как правило, на командующего войсками возлагались и обязанности генерал-губернатора. Военно-окружные управления, состоявшие из военно-окружного совета и шести управлений (штаба, интендантского, артиллерийского, инженерного управления, военно-медицинского, военных госпиталей), сосредоточивали в себе командные и военно-административные функции в отношении войск, военных учреждений и заведений, расположенных в пределах округа. Военно-окружная система давала большие преимущества в оперативном руководстве войсками – система управления стала более гибкой, приблизилась к войскам, способствовала сокращению сроков мобилизации, в случае войны военно-окружное управление преобразовывалось в штаб действующей армии.

В соответствии с утвержденным 26 августа 1874 г. «Положением об управлении местными войсками» управление местными войсками и местное военное управление состояли из: уездного воинского начальника, губернского воинского начальника и начальника местных войск округа.

По утвержденному в 1868 г. «Положению о полевом управлении армиями, корпусами и отрядами в военное время» высшей тактической единицей в пехоте и кавалерии стала дивизия, войска, предназначенные для действий на театре войны, могли теперь образовывать одну или несколько армий, во главе которых становились назначаемые императором главнокомандующие с одинаковыми правами и обязанностями. Главнокомандующий руководил войсками армии через полевое управление, состоявшее из четырех главных отделов: полевого штаба, полевого интендантского управления, полевого артиллерийского управления и полевого инженерного управления.

В ходе реорганизации армии в 1863 г. было увеличено число дивизий и артиллерийских бригад с 28 до 47, подготовка новобранцев возлагалась на резервные войска, уменьшался нестроевой состав армии, упразднялись не имеющие боевого значения части, сокращались местные войска.

В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, направленная поднятие авторитета воинской службы, нравственного состояния армии, формированию чувство долга и чести солдата, введены Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Военно-судебный устав и Воинский устав о наказаниях, определявшие, что воинская служба является высшим служением Родине, провозглашавшие охрану чести и достоинства солдата и определявшие главным проступком нарушение долга.

К началу Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. сухопутные силы России состояли из войск регулярных, иррегулярных и государственного ополчения. Регулярные войска делились на полевые, тыловые, запасные и вспомогательного назначения. В состав полевых войск входили пехота, кавалерия, артиллерия и инженерные войска. Тыловые войска подразделялись на крепостные (оборона крепостей), резервные (обеспечение пополнения полевых войск) и местные (несение караульной службы). Запасные войска формировались в военное время. В состав вспомогательных войск входили учебные войска, корпус жандармов, местные артиллерийские команды при окружных артиллерийских складах, мастеровые и рабочие команды инженерного ведомства, госпитальные команды. В иррегулярные войска входили казачьи, дагестанские, грузинские, башкирские, крымскотатарские и др. войска. Государственное ополчение служило источником пополнения армии и флота и созывалось только в военное время. В нем состояло все мужское население страны, способное носить оружие и не зачисленное на военную службу.

В ходе реорганизации военно-учебных заведений были ликвидированы кадетские корпуса (за исключением Пажеского и Финляндского), на базе специальных классов кадетских корпусов организованы военные училища с двух и трехгодичным сроком обучения, на основе общеобразовательных классов кадетских корпусов открылись военные гимназии с 7-летним сроком обучения. Бывшая Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров превратилась в Николаевское кавалерийское училище. Для увеличения ежегодного выпуска офицеров создавались юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, подчиненные начальникам штабов военных округов. Одновременно были открыты и военные прогимназии с 4-летним сроком обучения, готовившие к поступлению в юнкерские училища.

Подготовка офицерских кадров высшего звена осуществлялась в Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Медико-хирургической академиях.

Унтер-офицерские кадры готовились в отдельных частях и полках, в специальных учебных командах или ротных школах с двухлетним сроком обучения.

Была реформирована и система обучения и воспитания войск: обучение стало проводиться в условиях, близких к боевым в ходе учебных маневров, тактических учений и занятий со стрельбой, изучением инженерного и саперного дела, большое внимание стало уделяться обучению солдат грамоте.

К началу Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. сухопутные силы России состояли из войск регулярных, иррегулярных и государственного ополчения. Регулярные войска делились на полевые, тыловые, запасные и вспомогательного назначения. В состав полевых войск входили пехота, кавалерия, артиллерия и инженерные войска. Тыловые войска подразделялись на крепостные (оборона крепостей), резервные (обеспечение пополнения полевых войск) и местные (несение караульной службы). Запасные войска формировались в военное время. В состав вспомогательных войск входили учебные войска, корпус жандармов, местные артиллерийские команды при окружных артиллерийских складах, мастеровые и рабочие команды инженерного ведомства, госпитальные команды. В иррегулярные войска входили казачьи, дагестанские, грузинские, башкирские, крымскотатарские и др. войска. Государственное ополчение служило источником пополнения армии и флота и созывалось только в военное время. В нем состояло все мужское население страны, способное носить оружие и не зачисленное на военную службу.

После окончания Крымской войны началась работа по перевооружению армии новым оружием и техникой: винтовка системы Бердана № 1, после усовершенствований русскими офицерами А.П. Горловым и К.И. Гуниусом получившая название винтовка системы Бердана № 2 с четырехгранным штыком, кавалерийский карабин и револьвер системы Смита и Вессона; 4- и 9-фунтовые бронзовые казнозарядные пушки, затем 4-фунтовая легкой, 4-фунтовая конной и 9-фунтовая батарейная стальные пушки полевой артиллерии, 9- и 24-фунтовые пушки и 6- и 8-дюймовые мортиры осадной артиллерии, скорострельная пушка и шестиствольная картечница В.С. Барановского, 2,5-дюймовая горная пушка, начали использоваться полевые телеграфы, аэростаты.

Для обеспечения быстрого развертывания армии в случае войны с использованием обученного резерва, при сокращении ее численности в мирное время, 1 января 1874 г. император Александр II утвердил Устав о воинской повинности, определявшим, что защита Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного и что все мужское население, достигшее 21 года, без различия сословий подлежит призыву. Воинская повинность считалась личной, поэтому денежный выкуп и замена другим лицом не допускались. Общий срок службы в сухопутных войсках для рядовых определялся в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе. От призыва освобождались лица духовного звания, врачи, учителя, деятели науки и искусства, представители некоторых народов и народностей, имелся ряд отсрочек по семейному или имущественному положению – всего подлежало воинской повинности около 90 % населения России.
 
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню